Сопровождения проверок

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ НАДЗОРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ТРУДА, ГОСАРХСТРОЙИНСПЕКЦИИ

Отныне закон устанавливает единую периодичность проведения плановых проверок, в зависимости от степени риска ведения хозяйственной деятельности. Например, высоко рисковые предприятия один и тот же контроллер может проверять раз в два года. Субъекты средней степени риска - раз в три года, а всех остальных - не чаще один раз в пятилетку.

Важно, что, если для каких видов предприятий не утверждены критерии разделения по мерах риска, периодичность проведения проверок и перечень вопросов, подлежащих контролю, они считаются по умолчанию низко риска.

Максимальный срок проведения инспекции сокращен с 15 до 10 рабочих дней, а суммарная продолжительность всех плановых проверок различными контролирующими органами (комплексная проверка) не может превышать 30 рабочих дней.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕРКИ

ОРГАН государственного контроля

Гоструда Украины

Госархстройинспекция

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

РАЗРЕШЕНИЕ

ЛИЦЕНЗИЯ

НОРМАТИВНО-правовой АКТ

постановление КМУ от 26.11.2011 г. № 1107

постановление КМУ от 30.03.2016 г. № 256

цели

соблюдение требований законодательства о труде, занятости, и общеобязательное государственное социальное страхование. Соблюдение требований законодательных и НПАОП

соблюдение лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры IV и V категорий сложности

РЕЗУЛЬТАТ

Акт проверки субъекта хозяйствования

Акт проверки субъекта хозяйствования

ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннулирование (факт отказа от проверки)

Аннулирование (факт отказа от проверки)

 


Аннулирование (несоблюдение требований)

Аннулирование (несоблюдение лицензионных условий)

 


Штраф от 3200.00 до 320000.00 грн.

приостановка действия (не значительные недостатки)

 


Акт соответствия (соблюдения требований)

Акт соответствия (соблюдения требований)

 

Что должен иметь инспектор, пришедший на проверку?

Сразу необходимо отметить, что даже если инспектор пришел к вам на проверку, он, кроме служебного удостоверения, должен иметь с собой направление (удостоверение) на право проверки. Копия которого должна быть вручена руководителю или представителю проверяемого субъекта хозяйствования. Для осуществления проверки орган государственного надзора (контроля) выдает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки. На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется направление на право проведения проверки, которое подписывается руководителем органа государственного надзора с указанием фамилии, имени и отчества и заверяется печатью. Это направление действует только в течение указанного им срока.

в направлении (удостоверении) на право проверки указываются:

  • наименование органа государственного надзора (контроля), осуществляющего проверку; 
  • наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения;
  • номер и дата приказа (решения, распоряжения), во исполнение которого осуществляется проверка; 
  • перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;    
  • дата начала и дата окончания проверки; тип проверки (плановая или внеплановая);
  • форма проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспекции и тому подобное);
  • основы для осуществления проверки; предмет проверки; 
  • информация о проведении предыдущей проверки (тип проверки и срок ее проведения.

Как проходит проверка? 

  • в Соответствии с Порядком проведения проверок инспекторами, проверка состоит из следующих этапов: 
  • Работа с документами, предоставленными субъектами хозяйствования по требованию инспектора: 
  • Оформление документов по результатам проверки. 
  • Ознакомление субъектов хозяйствования с документами, оформленными по результатам проверки. 

При этом, инспектору на время проведения проверки предоставляется рабочее место, оборудованное должным образом, право пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий во время проверки, оформления материалов проверки, общения с работниками (в случае необходимости получения объяснений). Инспектор и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществления проверки средствами аудио - и видеотехники, не препятствуя осуществлению такой проверки. Что важно, во время проведения проверки не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Субъект хозяйствования при осуществлении проверки имеет право:

  • быть информированным о своих правах и обязанностях;
  • присутствовать при проведении проверки и привлекать при осуществлении проверки третьих лиц;
  • требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию предприятия;
  • предоставлять органу государственного надзора(контроля) в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту;
  • обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора(контроля) и их должностных лиц;
  • получать консультативную помощь от органа государственного надзора(контроля) в целях предотвращения нарушений во время осуществления проверки;
  • требовать прекращения осуществления проверки в случае использования должностными лицами неунифицированных форм актов или выяснения должностными лицами при осуществлении внепланового мероприятия государственного надзора(контроля) вопросов.

Субъекты хозяйствования могут привлекать третьих лиц с целью защиты своих прав и законных интересов в ходе осуществления проверки.

Третьи лица имеют право:

  • присутствовать при осуществлении проверки;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися осуществления проверки;
  • представлять интересы субъектов хозяйствования перед органами государственного надзора(контроля) в порядке, установленном законом.
Таким образом, как вы сами видите, прав у субъекта хозяйствования, если их правильно применять, не меньше, чем у поверяющего.

 

Исходя из этого, считаем необходимым выделить основные тезисы законодательного регулирования проведения проверок:

  1. Инспектор обязан до начала проверки, предоставить копию направления на проверку, содержащий все предусмотренные законодательством реквизиты.
  2. Копия этого направления может быть вручена или руководителю предприятия(директору, предпринимателю) или уполномоченному им лицу. Вручение такого направления простым сотрудникам незаконно и к моменту прибытия руководителя или уполномоченного им лица инспектор не имеет права начинать проверку.
  3. Инспектор не имеет права изымать какие-либо оригиналы документов, а для получения копий должен предоставить запрос, зафиксированный письменно или средствами аудио-видео фиксации.
  4. Субъект хозяйствования не обязан иметь именно в месте осуществления хозяйственной деятельности и предъявить на первую устное требование все документы на своих сотрудников.
  5. Сотрудники не обязаны общаться с инспектором и могут не делать этого, если они не желают этого.
  6. Субъект хозяйствования имеет право воспользоваться при проведении проверки правовой помощью адвоката, юриста и консультативной помощью службы по вопросам труда.
  7. Любые сомнения или противоречия в законодательстве должны толковаться в пользу предпринимателя.

Таким образом, идеальный алгоритм проведения проверки выглядит следующим образом:

  1. После прихода инспектора о его приходе сообщается руководитель(директор или предприниматель) или уполномоченному им лицу. Инспектора просят подождать, пока не приедут указанные лица.
  2. Уполномоченный представитель изучает удостоверение и направление на проверку, совместно с руководителем принимает решение о допуске не допуске его к проверке.
  3. В случае допуска инспектора к проверке, инспектору предлагается, с целью объективного процесса ведения проверки, получать и передавать документы согласно письменных запросов - ответов.
  4. Сотрудникам разъясняется их право не общаться с инспектором, если они не хотят этого.
  5. Готовится ответ, ходатайства, объяснения и копии документов на письменный запрос инспектора.
  6. В случае необходимости направляется запрос о предоставлении консультативной помощи относительно правомерности / неправомерности действий инспектора.
  7. В случае необходимости обжалуются действия проверяю чего

Определяющим фактором в вопросе какой же характер и результаты проведенной проверки будут именно те документы, которые вы пред’явите  инспектору. Именно поэтому мы еще раз акцентируем ваше внимание на том, что вы не обязаны предоставлять любые документы непосредственно в момент посещения проверяющего.

Они могут быть в офисе адвоката, у вас дома, в банке, в вашей бухгалтерии. Для того, чтобы ответить на запрос инспектора о предоставлении документов, вам может потребоваться консультативная помощь и т. д..

Другими словами, у вас не меньше прав, чем у проверяю чего вас инспектора. Все вопросы в умении применять их и при необходимости отстаивать свою правомерную позицию.